Вход в кабинет
E-mail:  
Пароль:
Забыли?
Зарегистрироваться



6206/12273119


Подписка на новости, новые предложения о покупке и продаже бизнеса:
   
Рассылки@Mail.ru
Покупка и продажа бизнеса - свежие предложения
 


  Предложения:

Новые идеи бизнеса


Новые инвестиционные предложения:
 



Случайное фото
Бизнес


Нормализация бизнес-процессов в компании


Эффективность работы предприятия зависит от руководителя? А вот и нет! Директор, начальник, управляющий, топ-менеджер – как его не назови, а все же это лишь один человек. В серьезной компании штат сотрудников велик, и от работы каждого из них зависит результат процесса. Западные исследователи в процессе анализа многих компаний пришли к выводу, что успешной является та фирма, где практически все сотрудники работают на «три с плюсом» из пяти. Странно? Отнюдь. Это универсальный уровень, гарантирующий нормальное развитие компании и всех ее сотрудников, а не вариант «кто-то работает на пятерку, а кто-то на двойку, причем оба получают одинаковую зарплату».
В настоящее время российский бизнес уже достаточно уверенно стоит на ногах, выйдя из хаоса девяностых. Сейчас самое время заняться изучением западного опыта и приспособлением его к отечественным реалиям. Одной из сфер, где такое заимствование уже происходит и причем успешно, это управление бизнес-процессами в компании.

Бизнес-процесс – что это?

Бизнес-процесс - это упорядоченная система целенаправленных, регулируемых, последовательно выполняемых операций, которые приводят к достижению значимых для компании результатов. Проще говоря, бизнес-процесс – это действия сотрудников и руководителей компании, направленные на получение прибыли. Но чтобы деятельность была эффективной, ею нужно управлять.
А управлять можно только тем, что понятно и предсказуемо.

Компоненты бизнес-процесса

Бизнес-процесс как относительно новое явление на ниве российского бизнеса еще не до конца обрел четкую структуру и термины для его описания. Но исследователи сходятся на том, что любой бизнес-процесс состоит из входа, выхода, управления и ресурсов. Вход - это информация или материал, которые используются в ходе бизнес-процесса для получения результата (выхода). Иногда вход может отсутствовать, что объясняется спецификой предприятия. Управление – это процедуры, правила, стандарты и технологии, которыми руководствуются участники бизнес-процесса. Выход – информация или материал, уже преобразованный бизнес-процессом. Это главный компонент, без которого весь процесс не имеет смысла. Ресурсы – это все, что участвует в процессе преобразования «входа» в «выход»: персонал, оборудование, инструменты.

Описание бизнес-процессов

Первый шаг на пути к рассмотрению бизнес-процесса с целью его дальнейшей корректировки заключается в его детальном описании. Занимаются этим специализированные фирмы, консультирующие руководство компаний по вопросам эффективной организации работы их сотрудников. Но в то же время и сами руководители должны точно представлять бизнес-процесс изнутри, иметь представление о структуре и правилах его описания.
Сейчас используются три основных способа горизонтального описания бизнес-процессов: текстовый, табличный и графический. Последний обладает наибольшей эффективностью при описании и оптимизации бизнес-процессов в компании. Причем используются специальные нотации – набор терминов и понятий, который дает возможность универсально описать бизнес-процесс любой компании, независимо от того, что она выпускает.

Типы бизнес-процессов

Бизнес-процессы можно классифицировать по степени их значимости, характеру деятельности и основным клиентам. Получается подразделение на основные и вспомогательные процессы. Обычно главное внимание уделяется именно основным процессам, так как они заключаются в создании ключевых продуктов компании и направлены на удовлетворение потребностей внешних клиентов. Вспомогательные процессы нельзя снимать со счетов, ведь это обеспечение деятельности внутренних клиентов – собственных сотрудников компании.

В каких компаниях возможна оптимизация бизнес-процессов?

Оптимизация бизнес-процессов необходима только компаниям со сложной структурой производственного процесса, централизованным управлением и значительным персоналом. Небольшие фирмы, эффективность которых основывается на гибкости и оперативности нескольких сотрудников, не потерпят внедрения жестких схем бизнес-процессов.
Описывать и регламентировать стоит только те процессы, которые давно сформировались и регулярно повторяются. Брать за основу вариативные процессы нет смысла – их трудно точно предугадать и предложить эффективную модель для внедрения в компанию.
И, наконец, управление при помощи жесткой регламентации бизнес-процессов подходит далеко не каждой компании и прямо зависит от характера ее деятельности. Как говорилось выше, если большинство процессов – вариативные, то есть повторяются каждый раз, но с изменениями, то регламентация здесь неуместна. Например, если компания занимается проектной деятельностью, выполняет строительные работы, специализируясь на позаказном производстве, то управление через бизнес-процессы неэффективно. Это многократно доказано на практике, как и то, что для производителей серийной продукции с повторяющимися устойчивыми бизнес-процессами управление через жесткую регламентацию – лучший вариант.

Признаки нарушения бизнес-процесса в компании

Четкость в управлении и ясное понимание всех этапов производства задействованными в нем сотрудниками – это залог успеха предприятия. Поэтому вопросы оптимизации бизнес-процессов особенно остро встают в больших организациях на этапе, когда они перерастают из небольшой фирмы в более крупную компанию. В этот период возможны частые сбои в работе подразделений, отсутствие согласованности менеджеров и сотрудников.
Эти сбои заключаются в потере информации, дублировании функций разными работниками или подразделениями. В результате растут лишние расходы, а качество продукции и доверие потребителей снижается. Регулярный характер подобных сбоев говорит о проблемах и неэффективности нынешней модели организации процессов. Устранить причину можно только после детального изучения деятельности компании.

Как организовать бизнес-процессы в компании

Для нормализации бизнес-процессов в компании необходима их грамотная оптимизация – поиск решения, которое сможет дать лучший эффект именно для конкретной компании в ее конкретной ситуации. При этом следует не просто применять существующие модели оптимизации, но и подгонять их под особенности и возможности компании, анализируя ее собственный и мировой опыт. Такая работа очень трудоемка, но при правильном подходе результативна. Поэтому обращаться за помощью в оптимизации лучше к проверенным бизнес-консультантам и реинжиниринговым фирмам.
Следует учесть, что в оптимизации бизнес-процессов компании самое деятельное участие должно принимать ее руководство. Это особенно важно на этапе описания бизнес-процессов для дальнейшей разработки их моделей. Чем точнее будут определены цели, задачи, границы предметной области и глубина детализации, тем быстрее и эффективнее удастся внедрить нужную модель. Очень удобным способом управления бизнес-процессами становится их автоматизация при помощи специальных компьютерных приложений и ИТ-поддержки.

Как работает оптимизация бизнес-процессов

Схематично это можно изобразить так:
1. Описание бизнес-процессов в проблемном состоянии.
2. Составление желаемой модели бизнес-процессов.
3. Разработка регламентов процессов.
4. Внедрение изменений.
В итоге, грамотно выстроенный бизнес-процесс понижает требования к рядовому сотруднику компании, в то же время делая возможность его замены абсолютно безболезненной. Так производство не зависит от персонала и сохраняет относительную стабильность. В то же время четкость в управлении, при которой руководители разных уровней точно знают свой участок работы и цепочку выполняемых операций, обеспечивает взаимосвязь всех подразделений компании.

Вывод

Четкое выяснение границ и структуры бизнес-процессов компании, их описание, последовательный анализ и оптимизация представляют собой не просто самоцель руководства. Наоборот, это необходимая работа по улучшению эффективности компании и повышении ее конкурентоспособности.

Екатерина Левченко, по материалам ресурсов www.bsconsulting.kiev.ua, www.genon.ru, corpsite.ru, www.triz-chance.ru, www.interface.ru, www.altapress.ru, www.betec.ru, www.bsc-consulting.ru, www.iemag.ru, www.profiz.ru

Добавлено: 30.09.10              Рейтинг статьи:  4.3  Поставить оценку        Просмотров: 2634

Читать/добавить комментарии (0)        Задать вопрос специалисту по этой теме


Добавить статью  |  Вернуться назад
Поиск по ID
Полезные статьи

Как создать свой бизнес - здесь профессионалы делятся секретами, как создать и развить успешный бизнес

Как продать бизнес? - рекомендации тем, кто хочет продать свой бизнес

Что лучше – готовый бизнес или все начать с нуля? - cтатья, рассказывающая о возможности купить готовый бизнес …

Читать все статьи -

Другие проекты

BizTerminal – профессиональный терминал по продаже и покупке готового бизнеса

REZYME.RU – сайт по подбору кадров для работодателей и тех, кто ищет работу

Тендеры на продажу бизнеса



Комментарии:

ПРОДАЖА БИЗНЕСА


Идеи бизнеса


Инвестиционные проекты